Постановка управленческого учета

Управленческий учет в компании — это система, обеспечивающая руководящее звено фирмы информацией, необходимой для принятия решений и эффективного управления.
Ситуация, когда руководство не знает, какой из видов деятельности или отделов наиболее прибылен и, что самое важное, почему, не является редкой.
Правильно поставленный управленческий учет позволяет получить информацию, необходимую для расстановки приоритетов в деятельности фирмы и планирования дальнейшей работы, предоставляет базу для оценки перспективности открывающихся возможностей и снабжает механизмами контроля за исполнением принятых решений.
Несмотря на то что термин «управленческий учет» перешел в разряд хорошо знакомых и часто употребляемых, мнения по его определению до сих пор расходятся. Есть мнения, что основные показатели в управленческом учете - должны быть не только финансовыми, но и качественными, например такими:
  • максимальное время, необходимое на выполнение заказа;
  • оптимальная загрузка складских площадей;
  • время, затрачиваемое на выписку одного платежного поручения в бухгалтерии;
  • точка безубыточности выпускаемой продукции или оказываемой услуги;
  • количество клиентов, которые перешли в отчетном периоде к конкурентам из-за нерадивости коммерческих агентов или некачественной продукции;
  • уровень рынка, который контролирует и/или собирается контролировать компания;
  • уровень квалификации персонала и скорость его роста;
  • количество дефектов на миллион изделий, производимых компанией;
  • себестоимость единицы выпускаемой продукции.
Несомненно, это показатели, за которыми необходимо следить для улучшения качества работы и дальнейшего развития фирмы. Однако я предлагаю, начать именно с финансовых показателей.

Вести или нет управленческий учет, какие отчеты туда включить, сроки их предоставления - все это не регламентируется государством и отдается на откуп администрации предприятия.

 

Прежде всего, необходимо составить план внутренней финансовой отчетности.

Исполнителями могут быть как бухгалтера, так и менеджеры, ответственные за соответствующий участок. Как правило, лучший вариант - их совместная работа. Изначально менеджер составляет, а бухгалтер проверяет и в случае необходимости корректирует.

Составляя отчеты, исполнители как правило сами находят ошибки. Думаю никого не удивлю, что одной из самых частых ошибок при работе с контрагентами - это неправильно выбранный контрагент, соответственно оплата может быть на одном контрагенте, а долг на соседнем.

Ориентировочно это будет выглядеть вот так:

 
Текущие отчеты
1. Отчет по покупателям (не только с суммой, но и с расшифровкой - за что и срок оплаты, если это задолженность; и ориентировочный срок поставки товара, если это предоплата от покупателя)
Отчет необходимо делать не реже 2 раз в месяц.
2. Отчет по поставщикам. Смысл примерно тот же, что и в 1 п.
3. Отчет по подотчетным лицам.
4. Отчеты по прочим взаиморасчетам (например, судебные дела, прочие ДТ и КТ).
Финансовые отчеты
1. Отчет о затратах (фактических, а не те, что для налоговой).
Здесь должны быть выручка, себестоимость, затраты по статьям, прибыль.
Срок предоставляения - Ежемесячно
2. Управленческий баланс. Может не совсем правильно называю.
Показывает куда пошла прибыть предприятия (например, увеличились товарные остатки, деньги на счетах и пр.)
Срок предоставляения - Ежемесячно
3. Отчет о движении денежных средств. Показывает не только изменение остатков денежных средств, но и основные статьи прихода и расхода денег.
Срок предоставляения - Ежемесячно
 
Учитывая специфику, размер предприятия, неизбежны корректировки.